Хроники Севастополя (modgahead_sev) wrote,
Хроники Севастополя
modgahead_sev

Categories:

Старые паромы Севастополя

Уважаемые репостеры, не забывайте давать ссылку на журнал.
У каждого севастопольца свои ассоциации со школьными годами, первым классом. У кого-то это первая учительница, первая линейка, первая оценка, первые прогулы. Все это было и у меня. Но если мне сказать фразу "утром в школу", то непременно в памяти вплывет гудок ССЗ им. С.Орджоникидзе и рокот двигателей старого парома, разрывающий утреннюю тишину над бухтой Севастополя.



Считаю их неразрывной частью историю города, ведь они одни из немногих транспортных средств, доживших до наших дней, видели восстановление города, его развитие, упадок в 90х г.г. и успели захватить кусочек 21 века, пока не ушли на покой. К сожалению тихо, без почета. А как же они начинали свой путь - обратимся к истории:

Севастополь расположен на берегах бухт, которые разделяют его на три основные части, и связь между ними удобнее всего обеспечивать плавсредствами. После оккупации ни одного пригодного для эксплуатации судна не осталось, поэтому для пассажироперевозок между районами города использовались весельные ялики. За один карбованец (в ценах того времени) можно было переправиться с Северной стороны на Графскую пристань или Павловский мысок. Позднее для этой цели были приспособлены десантные мотоботы, которые использовались в Керченской десантной операции. Это были суда упрощенной конструкции, непригодные для продолжительной эксплуатации. Назревала необходимость проектирования и строительства специальных пассажирских судов. Разрушенная войной судостроительная промышленность постепенно набирала силу. Возрождался известный Севастопольский морзавод


В 1952-1953 гг. были построены три портовых самоходных парома проекта 727 ("Паром-1", "Паром-2", "Металлист"), предназначенные для перевозки пассажиров и автотранспорта на городских линиях Севастополя. Это уже были достаточно большие суда длиной 45,2 м и полным водоизмещением 412 т. В носовой и кормовой частях были установлены аппарели для въезда и выезда автотранспорта. Грузоподъемность составляла 100 тонн. Два главных двигателя "3Д12" мощностью по 300 л.с. каждый были изготовлены Барнаульским заводом транспортного машиностроения. Управление двигателями велось вахтовым механиком по команде, которую он получал по машинному телеграфу из ходовой рубки. Скорость полного хода - 8 узлов. Уже в процессе эксплуатации стало очевидно, что мощности главного двигателя недостаточно, и при ветре средней силы пришвартоваться к причалу судну будет весьма затруднительно.

Обслуживание пассажиров на рейде.Севастопольская бухта (вид с Приморского бульвара), 1954 г. Фото: Б.Шейнин.

Невзирая на этот недостаток, паромы оказались удивительными долгожителями. Два из них до сих пор продолжают обеспечивать перевозки между Северной стороной и Артиллерийской бухтой. А при сложной навигационной обстановке, когда на бухты опускался туман, паромы выполняли рейсы с Графской пристани до Северной стороны. Установленные на них навигационные радиолокаторы позволяли им совершать рейсы при ограниченной видимости. Абсолютно беспрецедентный рейс во второй половине 70-х годов выполнил "Паром-1". В это время в Астрахани проводилась модернизация плавкрана "Богатырь-3". Целью модернизации было увеличение высоты подъема груза, что достигалось установлением дополнительной грузовой стрелы. Эта стрела была изготовлена в Севастополе и на "Пароме-1" доставлена адресату. Предварительно на судне был уложен балласт для увеличения осадки и максимального углубления винто-рулевой группы, стрелу разместили на грузовой палубе

Паром-2" напротив городского пляжа в Артбухте, 60-е гг.Фото Т.Б.Бакмана.
Фотоальбом "Севастополь", издательство "Таврия", 1971 г.



З.Ф.Чебанюк, Л.А.Шорин. "Улицы героев Севастополя". Издательство "Таврия", 1973 г.
Фото С.И.Муравьева и Л.И.Яблонского


Также паромы принимали участие в праздничных мероприятиях. Довелось им поработать и на озере Донузлав. Правительством УССР было принято решение о строительстве нового крупного морского порта на этом озере. В середине 60-х гг. был прорыт судоходный канал в перемычке, которая отделяет Донузлав от моря. По перемычке пролегала автомобильная дорога, которая соединяла Евпаторию с Черноморским районом. Новая дорога, которая обходила озеро с другой стороны, не была еще готова. Поэтому для обеспечения переправы через озеро были использованы паромы севастопольского порта. "Паром-1" и "Паром-2" по очереди занимались перевозками на протяжении нескольких месяцев до окончания строительства новой объездной дороги. Паром "Металлист" сразу после постройки был приписан к порту Евпатория. И только в 1968 году ввиду отсутствия работы в Евпатории по своему прямому назначению был передан на баланс порта Севастополь

Севастопольская бухта, 26.06.1967.
Фото: Макс Альперт (фрагмент). Представлено на сайте РИА "Новости"



Севастопольская бухта, 1980-1982 гг. Фото: Юрий Ткаченко


Паром-2
Фотоальбом "Крым. Crimea". Издательство "Таврия", 1986 г



Паром-2
Артиллерийская бухта, ~1982 г.
Из фотоальбома "Город-герой Севастополь". Издательство "Таврия", 1985 г.
Фото: Н.П.Орлов



Металлист
Артиллерийская бухта.
Фото: Анатолий Осипов, 1989 г.



Металлист
Фото: Анатолий Осипов, 06.07.2010


А эта фотография сделана собственноручно на мобильный телефон. Считаю ее исторически-уникальной, т.к. увидеть к 2010 году два (!)старых парома на линии - это чудо.


Помню я тогда был на мопеде и проезд с этим двухколесным другом стоил всего 7 грн :)


http://sevastopol.su/

В 2002 году паром "Металлист" участвовал в съемках к\ф "Шик" с Андреем Паниным в главной роли. (см. с 9:15)


Чем старше техника, тем труднее ее поддерживать в рабочем состоянии. Только благодаря огромным усилиям экипажа, ремонтировавших морских "дедушек" с любовью, они дожили до 21 века и успели в нем поработать. Однако ни что не вечно и частые поломки старых паромов приводили к их отсутствию на линии.
Головное судно в серии из 3-х паромов - Паром-1, эксплуатировалось до 1996. В 2000 году в результате воровства кингстонов (городская байка) затонул у причала Малый Инкерман, после чего бы поднят и в 2001 году разделан на металлолом.
Паром-2 проработал на линии до 2012 года, Металлист ушел "на покой" чуть ранее, скорее всего по техническим причинам - в 2011 году.

С 2012 года они исключены из регистра и находятся в отстое в Инкермане

30 июля 2014. Фото автора


30 июля 2014. Фото автора


11 августа 2014. Фото автора


11 августа 2014. Фото автора


11 сентября 2014. Фото автора


катер "Лазурный" (Тип Радуга, проект 485М3 (2-я серия)
11 сентября 2014. Фото автора



катер "Лазурный" (Тип Радуга, проект 485М3 (2-я серия)
11 сентября 2014. Фото автора


В тот же день (11.09.2014) была замечена некоторая активность на "Металлисте"


В 2012 году на линию вышли "новые" паромы, пригнанные из Норвегии

Адмирал Лазарев (ех.Ytteroy)
Камышовая бухта, 27.04.2012



Адмирал Истомин
Артиллерийская бухта, 01.09.2013


....но это уже совсем другая история

При подготовке материала использованы интернет-ресурсы:
http://fleetphoto.ru
http://sev-transport.info

С уважением, modgahead_sev
Tags: Севастополь, история города, паромы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments