Хроники Севастополя (modgahead_sev) wrote,
Хроники Севастополя
modgahead_sev

Categories:

Истории кораблей. "Фёдор Шаляпин" в кино.

29 августа 1986 года в 20:00 «Адмирал Нахимов» вышел из Одессы в семидневный черноморский круиз, который предполагал заход в пять портов: Ялту, Новороссийск, Сочи (дважды), Батуми и возвращение в Одессу. Командовал пароходом 56-летний Вадим Марков, занявший этот пост на «Адмирале Нахимове» в 1984 году.


2. Через 2 дня «Адмирал Нахимов» пришвартовался у причала № 34 порта Новороссийска


3. В 22:00, согласно расписанию, «Адмирал Нахимов» готовился к отплытию. Уже были убраны сходни, поданы два буксира, когда на причал подъехали автомобили с опоздавшими пассажирами — генерал-майором КГБ Анатолием Крикуновым — начальником управления КГБ по Одесской области, его женой и детьми. Они поднялись на борт, и пароход примерно с 10-минутным опозданием отчалил, взяв курс 154,2°. Из Новороссийска в Сочи на борту «Адмирала Нахимова» отправилось 897 пассажиров и 343 члена экипажа (1240 чел). Выведя судно из Цемесской бухты, капитан Марков ушёл отдыхать


4. В музыкальном салоне сразу после отправления началась дискотека, на открытой площадке на четвёртой палубе — концерт. Пассажиры массово собирались в ресторанах и барах, кто-то готовился ко сну в своих каютах


5. В 23:12, услышав три гудка, подаваемых балкером, на мостик «Адмирала Нахимова» спешно вернулся капитан Марков. Предотвратить катастрофу было уже невозможно. В ту же минуту пассажиры в ужасе отбежали от лееров, и «Пётр Васёв» на скорости 5,4 узла (10 км/ч) врезался в правый борт пассажирского парохода. Форштевнем и бульбом с оглушительным грохотом сухогруз под углом 110° вошёл в корпус «Адмирала Нахимова» в средней части, чуть за второй дымовой трубой между шпангоутами 90 и 110. Под водой бульб пропорол в обшивке корабля пробоину площадью 84 м², протянувшуюся от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека, в которых располагались вторая котельная, машинное отделение, танки (ёмкости) с мазутом и дизельным топливом, продовольственные склады и трюм № 4


6. На борту началась паника, многие из находившихся вблизи открытых палуб стали прыгать за борт. Часть людей перелезала с палуб, наклон которых всё увеличивался, на левый борт и спускалась к воде по его скользкой обшивке с множеством окон и иллюминаторов. Из повреждённых баков «Адмирала Нахимова» начало выливаться большое количество топлива, которое на поверхности моря образовывало толстую маслянистую плёнку, сильно сковывающую движения в воде.


7. Помощь обезумевшим от ужаса пассажирам старались оказать стюардессы: они выводили наверх по тёмным наклонившимся коридорам и трапам. Стюардесса Татьяна Фёдорова до последнего стояла на палубе — раздавала и помогала надевать спасательные жилеты. Вечером многие родители укладывали детей спать, запирали каюты и поднимались наверх. В суматохе и темноте почти никто не смог вернуться. Давя друг друга, люди застревали в узких коридорах. Из-за нарастающего крена стеллаж с запасными ключами от кают упал. 28-летняя стюардесса Вера Федорчук достала связку ключей, но спасти запертых детей и спастись сама уже не успела. Пароход стремительно уходил под воду. GIF 35 Мб!
ф3

8. Первое сообщение о столкновении судов на выходе из Цемесской бухты поступило диспетчеру порта в 23:12 от экипажа проходившего неподалёку лоцманского катера. Спустя три минуты это подтвердил капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, солгав, что столкнулся с пароходом, шедшем без огней. Информация была передана Георгию Попову, капитану порта Новороссийска. В 23:25 он приказал всем судам в порту следовать к месту крушения и подготовить все имеющиеся плавсредства для спуска на воду. Весь портовый флот выдвинулся к мысу Дооб.


9. У причала № 33, куда подходили суда со спасёнными, дежурили машины скорой помощи. Уже глубокой ночью больницы и гостиницы Новороссийска начали принимать десятки пассажиров и членов экипажа «Адмирала Нахимова». Почти все находились в состоянии сильного нервного потрясения, получили разные степени переохлаждения (температура морской воды в ту ночь составляла 24°С, но многим пришлось провести в ней больше часа). У людей от разлитой краски часто слипались веки и ресницы. В связи с трагедией в городе было подано отключаемое на ночь горячее водоснабжение, по тревоге подняты формирования гражданской обороны. Постояльцы и персонал гостиниц делились с пострадавшими одеждой и предметами первой необходимости


10. Работая в помещениях затонувшего судна, 10 сентября погиб военный водолаз Юрий Полищук. 19 сентября попал в завал и не смог выбраться Сергей Шарданов. После этого поисковые работы на затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов» решением Правительственной комиссии были прекращены. Найдены и подняты 129 тел (111 из корпуса парохода, 18 с грунта). 64 тела так и остались покоиться на борту затонувшего парохода. Катастрофа унесла жизни 423 человек — 359 пассажиров и 64 члена экипажа «Адмирала Нахимова». В кораблекрушении погибли жители девяти союзных республик.
SAM_6243_full_p3(5200)
Памятная доска, посвященная гибели моряков и пассажиров парохода "Адмирал Нахимов". Одесса, 2017 год

11. Конечно, все эти факты давно известны. А вышеприведённые иллюстрации - это кадры из фильма "Армавир" (концерн"Мосфильм" и компания АРК-Фильм)— сюрреалистической драмы Вадима Абдрашитова. Фильм-аллюзия к катастрофе парохода "Адмирал Нахимов", произошедшей в 1986 году. В главных ролях Сергей Колтаков, Сергей Шакуров, Елена Шевченко, Сергей Гармаш.


12. Роль "Армавира" исполнил турбоход "Фёдор Шаляпин" (ex. "Franconia"). Я рассказывал о его брате «Леониде Собинове» в этом материале

Приморский край, Владивосток (привет, маэстроgruppman).Примерно 1977 год

13. Специально для киноленты была построена масштабная модель парохода "Армавир", копировавшая основные черты турбохода "Фёдор Шаляпин".


13.1 Данный материал появился благодаря любезно предоставленным фотографиям от одного из членов экипажа плавбазы подводных лодок "Кубань", обеспечивавшего съёмки киноленты. Документальное фото съёмок затопления (модели) парохода "Армавир"


14. Заваленный на борт настоящий турбоход "Фёдор Шаляпин"


15. Каскадёры, принимавшие участие в съёмках, у бассейна на борту "Шаляпина"


[Пару слов за кино...]Сам фильм эдакая психоделика, которую на мой взгляд, можно смотреть только перемоткой. Сергей Гармаш играет умственно отсталого дядю, который каждую неделю провожал в море пароход "Армавир", а в роковой день он не нашёл его на горизонте. Детей лучше уложить спать, т.к. есть некая эротика...)

16. Турбоход "Фёдор Шаляпин" в 1991 году был переименован в "Fedor Shalyapin" и приписан к порту Valetta

Крым, Севастополь, Севастопольский морской вокзал.
Примерно 1992 год.


17. Через 10 лет судну вернули название "Фёдор Шаляпин", а в 2004 году списали как "Salona". 11 февраля 2004 года турбоход "Salona" выбросился на пляжи Аланга (Индия), где и испустил корабельный дух.

За безымянным теплоходом торчит фальштруба "Salona" (бывший "Фёдор Шаляпин"), 2004-2005 г.г.

Плавбаза "Кубань" оказавшись на ремонте Болгарии к 1994 году был продан, переделан в плавказино "Susana". В 1998 году судно сдали на металл.

Всем спасибо! Будут еще истории кораблей)

По материалам
http://fleetphoto.ru/
https://www.kinopoisk.ru
https://ru.wikipedia.org
«Адмирал Нахимов». Своя правда

P.S. Фух... =)

Tags: 2017, 2018, история кораблей
Subscribe

Posts from This Journal “история кораблей” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments