Хроники Севастополя (modgahead_sev) wrote,
Хроники Севастополя
modgahead_sev

Category:

Black Sea shipping company

Черноморское морское пароходство — старейшее пароходство на Чёрном море, начинающее свою историю во времена Российской Империи, когда в 1833 году было создано акционерное Черноморское общество пароходов. Данная морская организация создала почву для постоянных отношений между Россией и Османской империей. Город Одесса является базовым портом компании. В 2013 году ЧМП исполнилось 180 лет со дня основания.



2. Много лет назад среди книг моей бабушки мне попалась эта брошюра. Тогда она казалась набором картинок, а сейчас стала историческим артефактом и примером того, что таки в СССР была реклама.
Да и неплохо продуманная. Каждая страница этой "рекламки" сделана с перфорацией и легким движением руки превращается в открытку! :)


3. Не вдаваясь в историю пароходства, пройдемся по страницам брошюры и посмотрим, какие круизные суда из этой брошюры еще остались на плаву, а какие ушли на небо. Турбоход "Максим Горький"


3.1 Судно под заводским номером 825 было построено по заказу гамбургского пароходства «Deutsche Atlantik Linie». При спуске на воду теплоход получил название Hamburg и его крёстной матерью стала Мария-Луиза Кизингер. Мария-Луиза в то время была женой Федерального Канцлера ФРГ Курта Георга Кизингера. Если бы не топливный кризис, то 25 января 1974 года, в Гамбурге, на верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft A.G, в торжественной обстановке не был бы поднят флаг СССР.

Фото из группы ВК "т/х "Максим Горький"

3.1.1. Параметры судна из рекламной брошюры


3.2 Корабль отметился в мировой истории политики, как судно, принявшее на борт президента США Джорджа Буша ст. и генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева. Лидеры двух государств провели Мальтийский саммит, ознаменовавший конец "холодной войны".

Фото https://ru.wikipedia.org

3.3 С 2005 года турбоход «Maxim Gorkiy» стал принадлежать круизному оператору «Phoenix Reisen».


3.4 Спустя несколько лет компания «Oriet Line» изъявила желание приобрести судно и провести некоторые отделочные работы по изменению интерьера. С наступлением мирового финансового кризиса планы владельцев поменялись. 26 февраля 2009 года судно было продано на слом индийской компании. R.I.P


4. Турбоход "Леонид Собинов"


4.1 Технические характеристики турбохода


4.2 Судно Saxonia было спущено на воду в 1954 году, заказчиком выступала знаменитая Cunard Line. Перед продажей лайнера в СССР, переименовали в Carmania. Черноморское морское пароходство приобрело лайнер в 1973 году. Так "Кармания" стала "Леонидом Собиновым"
900
Выставленные на продажу Carmania и Franconia на реке Fal в Cornwall

4.3 Пройдя тысячи миль по Черному и Средиземному морям, Атлантическому и Тихому океану, турбоход «Леонид Собинов» встал на прикол в СРЗ порта Черноморска (ныне Ильечевск) в 1995 году.

Ильичёвский судоремонтный завод. Июль 1998 г.

4.4 В 1999 году судно было отправлено в Аланг для разделки на металлолом. R.I.P

Турбоход "Леонид Собинов" (первое фото). Побратим "Собинова" - "Федор Шаляпин" (справа на втором фото) Фото с форума http://www.infoflotforum.ru/

5. Теплоход "Одесса". Судно построено в 1974 году в Великобритании для датской компании Nordline. Вскоре после спуска на воду продано в СССР, где получило название «Одесса». Лайнер осуществлял престижные кругосветные туристические круизы и приносил значительный доход


5.1 Технические характеристики теплохода


5.2 За долги пароходства судно 7 лет находилось под арестом в порту Неаполь (Италия). 8 мая 2001 г. ЧПОРП "Антарктика" выкупило лайнер на аукционе и возвращено в родной город с целью восстановления и дальнейшей эксплуатации. Однако после убийства президента компании и длительного отстоя на Одесском СРЗ "Украина", судно было "втихаря" без трех прощальных гудков отправлено на разделку. Перегонное название "Sydney" было нанесено на борт уже на переходе. R.I.P


6. Теплоход "Белоруссия" стал головным в серии теплоходов, построенных на финской верфи в городе Турку. Её сестрами и братьями стали теплоходы "Грузия", "Азербайджан", "Казахстан" и "Карелия"


6.1 Мощность двух главных 18-цилиндровых дизелей — I8000 л.с. при частоте вращения 520 оборотов в минуту позволяла развивать скорость до 2І узла. Для уменьшения качки теплоход обладал стабилизаторами качки, подруливающим устройством, носовой, кормовой и бортовой аппарелями. Первоначально на судне было 173 пассажирские каюты на 480 человек. На автопалубе могло разместиться до 250 легковых автомобилей. В 1986 году судно было переоборудовано, в результате увеличилась пассажировместимость, построены дополнительные каюты


6.2 В 1975 и в 1977 г.г. Марина Влади и Владимир Высоцкий совершили морское путешествие на теплоходе "Белоруссия" и команда лайнера приложила все усилия, чтобы знаменитости остались довольными.

Касабланка. У борта »Белоруссии» — Дашков, Куров, Пьянов, Марина Влади, Владимир Высоцкий, Маргелов (1976 год)

6.3 В 1993 году после ремонта в сухом доке Сингапура судно переименуют в Казахстан II, а затем, в 1996 году, в DELPHIN.


т/х "Белоруссия" идет на буксире через Английский канал (Ла-Манш) под буксиром Smit Rotterdam. 1992 год.

6.4 Современный теплоход Delphin (бывшая "Белоруссия) работает и в наши дни, избегая загара на пляжах Аланга.

Великобритания, Кент, Дувр, морской порт. 1998 г. Фото из книги "Cruise ships of Dover"

6.4 Пассажирский теплоход Delphin в Ялте.

14 октября 2007 г. Автор Kaiser_Wilhelm_II, http://fleetphoto.ru/

6.5 Пассажирский теплоход Delphin в порту Стокгольма.

19 июня 2014 г. Автор Анатолий К., http://fleetphoto.ru/

7. Теплоход "Тарас Шевченко" построен в апреле 1966 года на верфи им. Матиаса Тезена, город Висмар (Германия). Спустя ровно год судно вошло в состав Черноморского морского пароходства


7.1 Два главных двигателя Зульцер типа 7RD76 разгоняли лайнер до 18 (19,9) узлов. 291 каюта вмещала 738 пассажиров. Пассажирский теплоход "Тарас Шевченко" совершал длительные рейсы по всем морям и океанам, фрахтуясь фирмами «Транстур», «СТС», «Интурист», «Спутник»


7.2 Пассажирский теплоход "Тарас Шевченко" у пассажирского комплекса Ялты-порта.

8 мая 2004 г. Автор: Neches, http://fleetphoto.ru/

7.3 Пройдя глубокую модернизацию в 2001-2003 г.г., в ходе которой появились два бассейна с морской водой, спортзал с тренажерами, волейбольная и баскетбольная площадки, зимний сад, солярий, музыкальный салон, ресторан, ночной клуб с дискотекой, кинозал, салон красоты, судно в ноябре 2004 (!) было продано на слом... (очень странный ход..)

Фото из книги "Ferry & Cruise Ships". Лайнер под перегонным названием "Tara" идет в сторону Индии для разделки на металлолом. Пролив Босфор, январь 2005 г.

7.4 Согласным данным базы Водного транспорта, из 5ти кораблей типа Иван Франко (шифр "Seefa 750"), в эксплуатации остался только лайнер Marco Polo (бывший "Александр Пушкин")

Фото https://www.cruiseandmaritime.com

7.5. Теплоход "Михаил Лермонтов" затонул в заливе Шекспира у берегов Новой Зеландии в 1986 году, "Иван Франко" сдан на слом в 1997 году, "Шота Роставели" ушел в последний путь в направлении пляжей Аланга в 2004 году. R.I.P


8. Теплоход "Литва" относится к серии из 19-ти грузопассажирских судов типа "Михаил Калинин" (проект 101, шифр "Seefa 340"), построенных на верфи VEB Mathias Thesen Werft Wismar в Висмаре (ГДР) с 1958 по 1964 год.


8.1 Технические характеристики судна из рекламной брошюры


8.2 Три судна указанной серии „Литва", „Латвия" и „Армения" в 1969- 1971гг. прошли модернизацию на верфях Франции и Югославии.


8.3. Из 19-ти судов серии лишь несколько теплоходов смогли увидеть 21 век и умереть на разделочных базах Турции, потерпели крушение при буксировке на разделке или мирно опрокинувшись на бок, легли на дно.
Самое старое судно в серии "Михаил Калинин" в 1996 году было разделано на металл.
Теплоход "Вацлав Воровский" затонул в Выборгском заливе, после серии грабежей и пожаров(1 фото, 4 года назад). Теплоход "Башкирия" (последнее название - Siritara Ocean Queen) в 1980 году доставил олимпийский огонь XXII Олимпийских игр (Московских) из Греции к берегам СССР и бесславно умер в 2006 году, завалившись на борт (второе фото)


8.4 Теплоход Green Coast (бывшая "Литва") после отстоя в течение нескольких дней в порту Луанда (Ангола), опрокинулся на борт. Случилось это в ноябре 2006 года. R.I.P

GREEN COAST Luanda,Angola. Author: paata tabagua akamarinetraffic.com

9. Теплоход "Таджикистан" входил в серию из 9-ти судов, построенных на ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде. Головной теплоход "Киргистан" дал название серии этих судов


9.1 Суда работали в составе Черноморского, Каспийского, Новороссийского, Эстонского,
Азовского, Советского Дунайского и Северного морских пароходств ММФ СССР.

Ялтинский морской торговый порт, пассажирский комплекс. Примерно 1973 год

9.2 Технические характеристики.


9.3. Пассажирское судно, курсировавшее только по внутренней Крымско-Кавказской линии и не выходившее за границы СССР, не находилось под пристальным наблюдением КГБ. Власть придержащие и их "охранники" того времени не совершали в массовом порядке путешествия на этом судне. [Читать далее.....>>>]Все это способствовало тому, что на судно стали приходить работать многие талантливые специалисты, не имевшие возможности в бывшем СССР по тем или иным причинам получить выездные визы, а отсутствие "пристального внимания" за судном со стороны КГБ повлияло на установление на "Таджикистане" демократичной и либеральной обстановки, укомплектование экипажа почти полностью одесситами - это привело к появлению у лайнера какого-то одесского шарма, простоты, легкости, приятной "ненаигранной" непринужденной дружеской обстановки на судне. Это оставляло очень теплые воспоминания и создавалось впечатление, что ты находишься в Одессе, не покидал ее. Таким образом, лайнер "Таджикистан" был как бы продолжением Одессы на Черном море, нашим посланником на нем. Он нес в другие черноморские порты нашу дружелюбность, теплоту, простоту, демократичность, космополитичность и либеральность. А выигрывал расположение пассажиров, и не в последнюю очередь пассажиров из Одессы. Много рациональных и интересных идей принадлежало этим талантливым людям - экипажу теплохода "Таджикистан" Источник (открывается в Mozilla Firefox в кодировке Windows)




9.3 Четыре из пяти теплоходов типа "Киргизстан" не дожили до наших дней. Теплоход "Victoria" (экс - "Буковина"), побережье Алиаги (Турция) в 2008 году.


9.4 Судьба самого "Таджикистана" достоверно не известна. После модернизации в Греции в 1980х г.г., его история прерывается на десятилетия и никто не знает его дальнейшей судьбы (списан или утерян)

Author: paata tabagua http://www.marinetraffic.com/

10. Пароход "Адмирал Нахимов" построен в Бремене на верфи Bremer Vulkan в 1925 году. Пароходу дали имя "Berlin".


10.1 В конце Второй мировой войны пароход налетел на мину и затонул и спустя 3 года был поднят на поверхность, чтобы в 1951-57 г.г. быть восстановленным верфи Warnowwerft по проекту ЦПКБ-1 (СССР).

Батумский морской вокзал, примерно 1959 год

10.2 Фото из рекламного проспекта Новороссийского морского пароходства "Голубые дороги курорта. Порт Сочи"

Абхазская АССР, Сухуми. Примерно 1970 год

10.3. Пароход "Адмирал Нахимов" был и в Севастополе, о чем свидетельствует фотография из семейного фотоальбома пользователя Seven_balls.

Графская пристань, Севастополь. 1972 год.

10.4. "Адмирал Нахимов" у причала Новороссийского морского вокзала за несколько часов до катастрофы...


10.5 На часах 22:47. 31 августа 1986 года. До столкновения 25 минут. К этому моменту «Адмирал Нахимов» вышел из акватории Новороссийского порта, лег на курс 154,2° и, набирая ход, приблизился к ограждению Пенайских банок (примерно напротив поселка Пенайский на схеме А. Леонова). Балкер «Петр Васев» следует в Новороссийск со стороны Босфора. На мостиках обоих судов — капитаны, они проинформированы постом РДС Новороссийска о существовании друг друга, Ткаченко также принял предложение поста уступить «Нахимову» дорогу.
В 22.47 «Васев» ложится на новый курс 36°. Ткаченко наблюдает «Нахимова» как визуально, так и на экране САРПа, а его третий помощник Зубюк периодически берет визуальный пеленг на пароход...
[Spoiler (click to open)]«23.05 — «Адмирал Нахимов» вызывает «Петр Васев», подходящий к м. Дооб. Посоветовали перейти и вызывать на 16 канале».
Ткаченко: «С помощью УКВ радиосвязи был вызван «Адмирал Нахимов» и было запрошено об изменении его курса. Последовал ответ: «Наш курс 160 градусов».
Но это, подчеркну, было уже в 23.05, всего за 7 минут до столкновения.
Чудновскому не сразу удалось связаться с «Васевым», он явно нервничал, поэтому, даже получив от Ткаченко подтверждение прежних договоренностей о порядке расхождения, но, не надеясь уже только на визави, решает действовать сам: он меняет курс судна на 5° влево, затем еще на 5 и на 10°. Он и в этот раз не согласовывает свои действия с Ткаченко. Большой беды в этом нет: эти отвороты улучшают ситуацию расхождения, к тому же они заметны с «Васева» (расстояние между судами составляло к этому моменту 2,3 мили, или около 4 км).
Прояснив ситуацию с курсом «Нахимова», начинает действовать и Ткаченко, правда, не особенно решительно. Странно? Ведь до столкновения считанные минуты.
Из показаний Смирнова, рулевого «Нахимова»: «Мне было видно, что мы сближаемся, судно уже близко, но опасности столкновения не было».
Наверное, так же думает и Ткаченко, поэтому пока считает достаточным просто замедлить ход. «Нахимов», по его оценке, должен успеть пройти перед носом балкера.
Но тут, вероятнее всего, случилось то, чего ни Смирнов, ни Ткаченко не ожидали: сбавляет ход и «Нахимов». Это было роковое решение Чудновского, хотя психологически его действия объяснить можно: редко какой автомобилист не притормозит в непонятной ситуации.
Дальнейшие события напоминали театр абсурда: пытаясь пропустить пароход, Ткаченко командует «стоп», «малый», «средний» и «полный назад», но его потуги сводит на нет Чудновский, почти синхронно тормозя лайнер и как бы подставляя его борт под удар

<Источник>

...31 августа 1986 года в 23 часа 12 минут в Чёрном море в координатах 44°36'15''N 37°52'35''E произошло столкновение с балкером "Пётр Васёв", В результате столкновения пароход затонул в координатах 44°35'59''N 37°52'54''E. Погибло 359 пассажиров и 64 члена экипажа, во время подъема тел погибших утонули 2 водолаза..



11. Дизель-электроход "Россия". Об этом "пароходе" я очень подробно писал в этой записи



11.1 Прослужив этому миру 55 лет, дизель-электроход был переименован в "Анива" и разделан в Японии.


12. Теплоходы типа "Комета"


12.1 "Кометы" серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

Севастополь,Артиллерийская бухта, первая половина 1970-х гг

12.2 Большая часть серии давно уже разделана на металлолом, однако некоторые экземпляры работают не только у нас, но и за границей.

Теплоход "Flying Poseidon" в Эгейском море. 30 сентября 2014 г

12.3 Кроме того, на Рыбинском судостроительном заводе "Вымпел" медленно строится судно на подводных крыльях (СПК) нового проекта 23160 «Комета 120М»

Автор: Vympel-r, 26 мая 2016 г

Вот так одна брошюра подвигла на погружение в историю в течение недели)

Послесловие:
[О грустном...]
Как медленно, но целенаправленно погибало Черноморское морское пароходство, написал в своем очерке доктор технических наук и судовой старший механик Анатолий Фока. Весь его рассказ здесь:

Понимая отсутствие компетентности у киевских чиновников, морские казнокрады быстро начали создавать атмосферу нерентабельности наших пароходств (а порою даже банкротства). Все меньше наших судов стало заходить в украинские порты, все больше грузовых операций проводились в портах чужих стран (при отличном состоянии наших портов), ремонт судов осуществлялся на иностранных базах (при дешевой и достаточно доброкачественной работе наших судоремонтных заводов), бункеровка судов происходила в чужих портах (несмотря на то, что стоимость топлива в то время у нас была весьма и весьма низкой).
=====
11 января 2017 года, информационный портал http://korrespondent.net/, сообщил, что Фонд государственного имущества Украины принял решение о приватизации компании Черноморское морское пароходство (ЧМП). Жалкие остатки ЧМП будут проданы примерно за 3 млн. долл. Источник



Список использованных источников ниже.
Авторы фото либо указаны, либо сделан переход по клику на первоисточник.
http://sev-transport.info/
http://www.marine-marchande.net/
http://korabley.net/
http://forums.airbase.ru/
http://amko.org.ua/
http://shans.est.ua/
http://koshkindom.com.ua/
http://www.infoflotforum.ru/
Журнал moryakukrainy
Журнал rivershkiper
Журнал grey_croco
http://portsukraine.com/
http://ships.at.ua/
https://www.cruiseandmaritime.com
http://ussr-kruto.ru/
http://mmflot.com/
http://www.marinetraffic.com/



Tags: 2017, ЧМП, артефакты, история кораблей, найдено в Севастополе
Subscribe

Posts from This Journal “история кораблей” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments